«Вагон-гараж».Москва — Стокгольм

Есть прямой смысл начинать автомобильное путешествие по Европе с… московского Ленинградского вокзала

Прорубив окно в Европу, наш буйный царь-реформатор не сообразил, что туда даже пешком лучше все-таки попадать через дверь, а на повозке — через ворота. Не удосужились заняться дорогами и все его преемники, как родовитые, так и не слишком. И хотя наши братья-поляки подсуетились и почти преодолели наследие царской власти и социалистической дружбы, путь от Москвы до, скажем, Берлина все еще остается маршрутом экстремального туризма.

Питерцам проще: до ровных дорог, нежадных полицейских и человеческого отношения окружающих им ехать каких-то две сотни километров. Жителям центра России, опасающимся дальних поездок по родной враждебной территории, до недавнего времени оставалось уповать на развитую в мире систему автомобильного проката: арендовать «карету» любого класса можно прямо в аэропорту прибытия. Но обидно иметь свою любимую машину и ехать на чужой. Ровно год назад на помощь пришла Российская железная дорога, точнее — ее дочернее предприятие «Федеральная пассажирская компания», прицепившее к поезду «Лев Толстой» (№ 32/31 Москва — Хельсинки) специальный вагон-автовоз, или «гараж», как именуют его в разговоре сами железнодорожники.

Появилась возможность поспать по дороге в финскую столицу и со свежими силами стартовать дальше. Те, кого не прельщают тысяча озер и крупнейшая в Европе снегоходная трасса, могут совершить еще один бросок на пароме и браться за руль уже в Швеции или Германии. Идея «взять с собой машину» показалась нам заманчивой, и мы решили попробовать.

Планировать поездку лучше заранее: от маршрута дальнейшего движения, класса вагона и числа едущих вместе пассажиров (в т. ч. детей) зависит стоимость поездки. Оформив пакет услуг, можно сэкономить значительную сумму. Боюсь, что без представленных компанией цифр в объяснении тарифной политики ФПК не обойтись.

«Автомобильный билет» «туда и обратно» обойдется в сумму от 400 до 500 евро. Стоимость перевозки автомобиля зависит от его класса, определяемого по весу. Класс А — до 1200 кг (400 евро), В — от 1201 до 1500 кг (450 евро), С — 1500 кг и выше (500 евро). Размеры не учитываются, но габариты машины не должны превышать 6500 мм по длине, 2200 по ширине, 2000 по высоте и 3900 по базе. Колея должна укладываться в пределы от 1420 до 1663 мм.

За каждого дополнительного пассажира (сопровождающего) в любом классе вагона предусмотрена скидка 15%, еще 5% полагается за двух и более детей от 6 до 17 лет в составе «экипажа». Таким образом, суммарная скидка может доходить до 50–53%, т.е. стоимость перевозки машины в два конца упадет с 500 до 190 евро.

Приведу примеры. Если вы едете втроем в купейном вагоне, то провоз автомобиля класса В туда и обратно обойдется в 405 евро, в вагоне СВ — 383 евро. Ваша скидка составит 10 и 15% соответственно, или 45 и 67 евро. Вчетвером вы сэкономите 25 и 30% (112 и 135 евро), заплатив за машину 338 или 315 евро.

Если ваш экипаж состоит из четырех человек и включает детей, то, выбрав вагон класса «Люкс», за автомобиль вы заплатите только в одну сторону (190 евро), т.к. суммарная скидка составит 53%.

Более того, поскольку ФПК установила партнерские отношения с рядом иностранных транспортных компаний, оформив «автопакет», вы можете снизить расходы на перемещение пассажиров и автомобиля на дальнейшем маршруте. Автомобиль можно перегрузить в вагон-автовоз финской железной дороги (VR Group) и отправиться поездом в Колари, Оулу, Кемиярви и даже в гости к Санта-Клаусу в Рованиеми. Либо перебраться на один из паромов компаний Finnlines и Tallink Silja и уплыть в Швецию, Германию, Польшу либо в любую бывшую советскую прибалтийскую республику. Скидки на эти услуги при оплате комплексной поездки через кассы ФПК доходят до 30%, а на отдельных маршрутах — и более.

В Москве оформить поездку на поездах и паромах, как по отдельности, так и в рамках автопакета, можно в кассе Московского производственного участка Северо-Западной дирекции багажных перевозок (Комсомольская пл., 3б), в Санкт-Петербурге — на территории аналогичного местного участка (Невский пр., 85). В Питере билеты на паромы продают и в сервисном центре Северо-Западного железнодорожного агентства (наб. канала Грибоедова, 24). Для оформления перевозки автомобиля вам потребуются: билет на поезд «Лев Толстой», заграничный паспорт с действующей шенгенской визой, свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис («Зеленая карта»), а если автомобиль принадлежит не вам — доверенность с соответствующими полномочиями от владельца.

Не забудьте взять в поездку водительское удостоверение (сойдет национальное) и страховые полисы пассажиров. Обязательно наклейте знак RUS. Подготовьте машину: помойте, очистите номера агрегатов и VIN, проверьте на отсутствие течей, подзарядите аккумулятор. При въезде в Финляндию на машине не должно быть тонировки на лобовом и передних боковых стеклах, а также радар-детектора. Наличие брызговиков задних колес обязательно. Минимальная глубина рисунка протектора: летом — 1,6 мм, зимой — 4 мм.

Заявки на перевозку автомобилей принимаются при приобретении билетов на поезд. Поскольку в вагон входит, в зависимости от размеров, всего 3–5 автомашин, оформлять поездку лучше заранее — в сезон отпусков места в нем может не оказаться. Хотя и проводники, и таможенники подтверждают, что достаточно часто в одну сторону вагон идет полупустым, а иногда, при отсутствии заявок, и вовсе отсутствует. Оформление поездки начинается за 60 суток, а кончается за 9 часов до отправления поезда.

Еще до окончания продажи «автобилетов»(с 9:30) начинается загрузка «гаража».

Отводится на эту процедуру неограниченное количество времени (до 13:50), но что вызывает некоторое недоумение: у финнов в Хельсинки на погрузку хотя и дают всего два часа, зато начинается она за три часа до отправления поезда. То есть погрузка и посадка в поезд совмещены по времени. А выдача машин, хоть и предполагается официально через час после прихода поезда в Хельсинки, в действительности начинается сразу по прибытии вагона-автовоза на разгрузочную площадку. В нашей столице выдача машин начинается только через два часа (!) после прибытия поезда.

Ничем другим, как неумением нашего монополиста работать, неповоротливостью железнодорожного монстра и традиционным государственным неуважением к гражданам и клиентам госкомпаний, такое положение дел не объяснить. Почему клиент должен убивать день отъезда в путешествие на две поездки на вокзал, и какие круги пассажиры машины вместе с детьми и ручной кладью должны нарезать по Комсомольской площади в ожидании собственного автомобиля? Почему у нас на загрузку и выгрузку пяти (максимум) машин требуется многократно больше времени, чем у финнов на портовую обработку целого многопалубного парома? Об одном вагоне я и не говорю.

Впрочем, не будем слишком строги к нашим железнодорожникам: они все-таки сумели предложить нам услугу, известную в цивилизованном мире уже не одно десятилетие. (Даст бог, со временем и составы из вагонов-ресторанов с гуманными ценами появятся.)

Маневрируя в стесненных условиях, загоняем машину в закрытый вагон и сдаем ее под ответственность серьезного, но приветливого проводника. Автовоз оборудован необходимыми крепежными приспособлениями, охранной и пожарной сигнализацией — риска при перевозке не больше, чем на хорошей охраняемой парковке. Остается вагон времени, чтобы вернуться домой за вещами. Хуже немосквичам: им время до вечера придется как-то и где-то убивать.

Отправляется «Лев Толстой» в 22:50 (по действующему сейчас расписанию). В состав включены вагоны 1 класса с двухместными купе, 2 класса — с четырехместными, один вагон класса «Люкс» и, разумеется, вагон-ресторан. Уровень сервиса — отечественный и во многом определяется личными качествами отдельных проводников и официантов. Но в целом можно сказать, что с выездом из Москвы мытарства заканчиваются и начинается, если не удовольствие, то его предвкушение.

Ваш будущий экипаж может пополниться в Твери, где поезд будет около часа ночи, Санкт-Петербурге — в 5:50 или Выборге — в восемь утра. На последней станции поезд стоит 45 минут — проходит таможенный и пограничный контроль. Организует действия автопутешественников проводник. Вместе с ним они проходят к автовозу, где уполномоченные должностные лица проводят досмотр транспортных средств. В случае необходимости вагон может быть отцеплен от состава и отправлен на расположенный рядом стационарный пост контроля, аналогичный имеющимся на любых автомобильных переходах. Подозрительный автомобиль, как и машину с какими-либо вещами, кроме инструмента и мелких запчастей, могут попросту выгрузить для более тщательного досмотра, а поезд отправить без вас. Жестокая позиция таможни к личным вещам, объясняющаяся лимитом времени досмотра, людям крайне неудобна. Домой мы возвращаемся с покупками, которые в ожидании машины придется таскать кругами вдоль трех вокзалов кряду.

На пограничной станции Вайниккала финские таможенники приглашают автовладельцев в «гараж» только в случае крайней необходимости, а пограничный контроль проводится по ходу поезда.

До вокзала в Хельсинки ехать не требуется. Выходим на станции Пасила в черте финской столицы. Отсюда до центра — пять минут электричкой или пятнадцать на машине. Практически столько же ехать и до порта. До пункта выдачи автомобилей, следуя указателям, надо пройти метров триста. Автовоз к этому времени уже отцепят от состава и подгонят к пандусу. В случае задержки вы можете пристроить детей на маленькой игровой площадке, а сами бесплатно воспользоваться автоматом с напитками. Проверив совместно с проводником целостность и комплектность своей машины, вы выезжаете из вагона прямо в Европу. Можно уехать сразу же, можно договориться и на некоторое время оставить автомобиль на площадке, бесплатно или за символическую для Москвы цену. Если в ваши планы входит краткий осмотр достопримечательностей Хельсинки, нужно сразу же сделать выбор, устраивает вас наблюдение из окна движущегося автомобиля, или вы предпочтете пешеходную либо автобусную экскурсию. В первом случае машину лучше оставить на станции или в порту. Кстати, не забудьте сразу же приобрести «парковочные часы»: без них за стоянку в зоне парковки с ограничением по времени вас непременно оштрафуют. (Правда, известны случаи, когда местные полицейские прямо из машины по пограничной базе данных определяли владельца машины, звонили в выдавшее ему визу финское консульство, узнавали номер его мобильника и по телефону предлагали немедленно убрать машину. Но поступать так они не обязаны, а эвакуаторы у них тоже имеются.) Пристроить машину на стоянку в центре сложно и дорого. Если цена в несколько евро в час вас не пугает, воспользуйтесь подземным паркингом какого-нибудь торгового центра. Хотя и возникнет реальная угроза того, что ваша жена тут же превратит экскурсию в шопинг.

О красотах, магазинах и ресторанах финской столицы распространяться не буду. После вступления в зону евро страна здорово, но не беспредельно подорожала. Отмечу лишь, что в девятнадцатом веке в городе творили те же архитекторы, что и в Петербурге, а в двадцатом выросла целая плеяда собственных талантов. Информацию ищите в путеводителях и интернете заранее, чтобы знать, что и где искать и не тратить время на лишние поиски.

Провести весь отпуск в четырехсоттысячном Хельсинки — занятие для редких любителей. Надо ехать дальше. Маршрут по Финляндии зависит от времени года. Мест зимнего отдыха предостаточно. Горы, увы, невысоки, зато необычайно развиты моторизованные развлечения. Прямо в Пасила можно перегрузить машину в финский автовоз и отправиться, например, в Заполярье. Автопакет до Рованиеми на двух пассажиров с машиной будет стоить 250–290 евро. Если вы не поленитесь купить билет еще в Москве, с вас не возьмут комиссионный сбор.

Экстремалы могут поехать своим ходом в Швецию, обогнув весь Ботнический залив, посмотреть на глубинку двух стран. Но куда проще и быстрее отправиться в Швецию или Германию на пароме. Из Стокгольма по мосту можно переехать прямо в Данию, из Травемюнде видна вся Европа — от Варшавы до Мадрида. Мы ограничились шведской столицей, включив в автопакет паромную переправу с компанией TallinkSilja.

Услугами паромов Silja Line воспользовалось множество наших соотечественников. Было время, когда эти суда воспринимались нашими неизбалованными соотечественниками как эталон роскоши и комфорта. Это сегодня мы знаем, что паром — это не круизный лайнер, а судно для перевозки грузовиков. Тем не менее по удобству передвижения с морским не сравнится ни один другой вид транспорта.

В 2005–2006 гг. паромы компании даже осуществляли перевозки на маршрутах из Санкт-Петербурга в Росток и Хельсинки. Но дело не пошло, и сегодня Silja входит в состав крупной финской судоходной компании TallinkSilja, осуществляющей рейсы по Балтийскому морю. Ее постоянные линии связывают Стокгольм с Хельсинки, Турку, Ригой и Таллином, перевозя ежегодно около 3 млн пассажиров и до 200 000 легковых автомобилей.

В составе экипажа нашего судна было обнаружено множество «гастарбайтеров» — граждан Эстонии. От финнов их отличало разве что знание русского языка. Это обстоятельство плюс наличие вывесок, табличек и буклетов на «великом и могучем» позволяет уютно чувствовать себя на борту даже тех наших соотечественников, кто и «нижегородским» пользуется со словарем.

Паром Silja Serenade, на котором мы отправились в плавание, — один из немногих теплоходов с прогулочной галереей на главной палубе внутри судна. Оказавшись на ней, ощущаешь себя не в море, а в пешеходном центре европейского города — рестораны, кафе, беспошлинные магазины, и даже казино. Судно длиной 203 и шириной 31,5 м в своих 986 каютах разного класса может разместить 2852 пассажира и принять на борт до 450 легковых автомобилей или около 60 автобусов.

Погрузка в порту началась за два часа до отплытия и, несмотря на большое количество грузовиков и полуприцепов, прошла на удивление быстро. Нас попросили поставить машины на ручник, тех, у кого есть, — закрыть главный топливный клапан и взять с собой необходимые личные вещи: во время рейса по соображениям безопасности нахождение пассажиров на автомобильных палубах категорически запрещено. По той же причине нельзя заправлять машины топливом из канистры и запускать двигатель до разрешения на это со стороны персонала судна. Кстати, курить на судне можно, но только в обозначенных местах на открытой палубе и в малочисленных теплых курилках.

Да и вся жизнь на борту ассоциируется, прежде всего, с хорошей гостиницей, а потом — с зоной вылета приличного аэропорта. Надо признать, магазины Duty Free на борту побогаче, но работают только до 23:00. Утром на час-полтора до прибытия открываются лишь некоторые из них. А вот различные шоу, начавшись еще до отплытия, заканчиваются заполночь. Утром артисты отсыпаются. Да и не до них…

Стартовав в 17:30 по местному времени из Хельсинки, мы уже в 9:30 по среднеевропейскому пришвартовались в Стокгольме. Местные докеры работают столь же слаженно: автомобильные палубы пустеют прямо на глазах. Легковые автомобили выгоняют сами владельцы. Своих пассажиров они подбирают на выходе с терминала. Столица Шведского королевства чем-то напоминает наш Питер, чем-то немецкий Гамбург. Но о местных «вкусностях и интересностях» лучше расскажут путеводители. А путь «обратно» в точности повторял дорогу «туда».

Подведем итоги. Если не принимать во внимание ранее упомянутую заторможенность московских железнодорожников, новую услугу ФПК и партнеров компании можно считать удачной и полезной. Ее цена может показаться завышенной, но не будем забывать, что, двигаясь своим ходом, мы тоже тратим средства на топливо и питание, расходуем моторесурс машины. Далеко не каждый сможет получить удовольствие от достопримечательностей Хельсинки, за один присест отмотав за рулем почти полторы тысячи километров, по пути «отдохнув» с пассажирами в очереди на границе. Стало быть, на полдороги придется останавливаться на ночлег, тратя деньги и время. Куда лучше начинать автопутешествие, выспавшись и отдохнув, с хороших дорог и при полном баке дешевого по тамошним меркам бензина.

Впрочем, мы сами выбираем свои дороги.

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.